Изложенная в инструкции новаторская концепция предполагала участие танковых подразделений в поддержке пехоты и параллельные самостоятельные действия, однако была отклонена командованием советской армии в конце 1930-х годов. Интересно, что именно на этой концепции основывал свою теорию генерал-полковник танковых войск Вермахта Гейнц Гудериан, который проходил обучение «танковому делу» в Казани.

В 1933 году, во время своего пребывания в СССР, Гейнц Гудериан посетил Харьковский паровозостроительный завод где, кроме основной, выпускали побочную продукцию — БТ (быстроходные танки). Первые танковые бригады в составе Красной Армии были созданы в 1935 году в качестве резервных. Технической их основой стали машины типа БТ, которые производились по образцу лучших на тот период бронемашин американского конструктора Уолтера Кристи.

Американскую модель привезли в СССР по ложным документам, под видом сельскохозяйственного трактора, и стали выпускать 22 подобные машины в день, в то время как в Германии 1933 года танки вовсе не производились. Первые БТ могли развивать скорость до 100 километров в час, правда, проверить это на практике не позволяло качество советских дорог.

Быстроходный танк имел наиболее совершенную форму брони, сконструированную по принципу наклонного расположения лобовых броневых листов. Этот принцип стал использоваться в конструкции немецкого танка «Пантера», а потом и в разработке моделей танков по всему миру. БТ отличался компактным расположением двигателя и трансмиссии на корме машины. Быстроходный советский танк был универсальным: по труднопроходимым дорогам он двигался на гусеницах, а по ровным — на колесах. В Красной Армии БТ применяли во всех военных конфликтах с 1930-х вплоть до 1945 года. Уже в Испании БТ продемонстрировал свое превосходство над немецкими и итальянскими первыми танковыми моделями, особенно по динамическим характеристикам. Много быстроходных танков было уничтожено в 1942 году, но даже брошенные и подбитые БТ восстанавливались и использовались противником. Последний раз БТ участвовали в Советско-японской войне 1945 года.

Другой основной танк Красной Армии — Т-26 был разработан на базе танка английской фирмы Виккерс. В 1933 — 1934 годах были созданы средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35 — боевые машины советской конструкции.

Еще в Гражданской войне в Испании с участием БТ-5 выяснилось, что основным противотанковым оружием стали не противотанковые ружья и крупнокалиберные пулеметы, а мелкокалиберные пушки, которые с легкостью поражали танки. Необходимо было увеличить бронезащиту боевых машин, которые могли бы выдерживать огонь противотанковой пушки, представляющей главную угрозу советским танкам. Работа над такими машинами началась в 1938 году и привела к созданию символа Великой Отечественной — Т-34.

Лучший танк Второй мировой - средний Т-34 был разработан на основе БТ. Машину приняли на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 года. Приказ о постановке Т-34 в серийное производство был подписан Комитетом Обороны 31 марта 1940 года. Т-34 стал единственным танком, который сохранял боеспособность и находился в массовом производстве до конца Великой Отечественной войны. Основное производство Т-34 осуществляли Уральские и Сибирские заводы. С 1942 года Т-34 выпускалось больше, чем всех остальных танков, вместе взятых. Т-34 отличался высокой мощностью двигателя, ставшего прототипом двигателей современных танков. На протяжении всей войны велись работы по его усовершенствованию. На некоторые Т-34 образца 1943 года вместо пулемета устанавливали огнемет, содержащий 100 литров огнесмеси. Часть танков оснащалась минными тралами. Постепенно повышалась толщина брони, появлялись топливные баки, башня со смотровыми щелями. Этой машине довелось сыграть главную роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, в битве за Берлин... Весной 1940 года промышленность СССР начала выпуск новых танков.

Накануне нападения фашистской Германии на СССР в Красной Армии насчитывалось 636 тяжелых танков КВ-1 (Клим Ворошилов — танк усовершенствованной конструкции) и 1225 танков Т-34. Всего за время войны советскими заводами было выпущено более 52 ООО танков Т-34 и 4 771 танк типа КВ. В мае - августе 1942 года в составе Красной Армии были созданы первые четыре танковые армии, а с 1943 года формирование танковых армий однородного состава, в танковых и механизированных корпусах было увеличено количество танков, включены самоходно – артиллерийские, миномётные и зенитные части.  К лету 1943 года уже имелось 5 танковых армий, имевших как правило, 2 танковых и 1 механизированный корпус, и большое число отдельных танковых и механизированных корпусов

Стимулом к скорейшему их выпуску стало появление зимой 1942-1943 годов на Восточном фронте новейших «Тигров». 24 февраля 1943 года вышло Постановление ГКО, которое предписывало Кировскому заводу в Челябинске и Опытному танковому заводу изготовить два образца танков «Иосиф Сталин» (ИС-1 и ИС-2). В качестве основы для них были взяты последние варианты КВ-13. Танки ИС при меньшей своей массе были сильнее бронированы и развивали большую скорость.


Регистрация | Правила

Вход на сайт


Запомнить меня:


Задать вопрос

Задать вопрос



Вверх